emashkarin (emashkarin) wrote,
emashkarin
emashkarin

Подписная в МГД... пожалуй и я выскажусь

Уже можно сказать, что на будущих выборах в Московскую городскую думу подписная кампания закончилась.

Для кандидата, которого не знают в округе, даже если он регистрируется через парламентскую партию, сбор подписей это отличная и самая лучшая возможность войти в округ, получить адресную базу сторонников (вот увидите Кац начнет вскоре рассылать директмейлы по базе подписавшихся, и обзванивать их в день голосования, и соседей их попросит захватить с собой). Но кандидаты и технологи очень не любят собирать подписи, ведь это очень трудно потому, что надо общаться с людьми напрямую, и это слишком прозрачно — приходится отчитываться перед собой и заказчиком (а тут еще и перед общественностью) совершенно точными и подтвержденными цифрами. Это гораздо труднее, чем клеить плакаты с лозунгами и газеты по ночам в ящики кидать.

Но до расклейки плакатов доберутся, мягко говоря, не все члены оппозиционной коалиции, так бодро стартовавшей. Почему?


Вот вроде есть среди них явно хороший технолог и менеджер Максим Кац, между прочим, бывший начальник штаба Кандидата в мэры Москвы. Есть Любовь Соболь, опять же, бывший юрист штаба того же Кандидата.

Технолог, даже средней руки, способен вести по 3-5 кампаний одновременно. Но, одно дело вести кампанию — это уйма процессов и функций, и другое дело собирать и проверять подписи — это один процесс и две функции. Этот процесс одинаков, не то что в рамках города, он, вообще, по всей стране ощутимо не отличается: и технология сбора одинаковая и правила оформления листа до безобразия похожи, что в Москве, что в Омске, что в Краснодаре. Поэтому даже партийные юристы в муниципалитетах в одиночку работают с бумагами целых списков по сорок и более кандидатов (а те себе еще по паре технических регистрируют).

Но почему-то, для десяти человек, нельзя было принять элементарную схему кооперации. Систематизировать работу, о которой уже с начала демократических времен выпущено тонны литературы, в одну единственную и пригодную для всех коалиционных штабов схему, почему-то нельзя было. Самовыдвиженцы друг к дружке в штаб почему-то не додумались заглядывать, хотя бы к самым успешным, и желательно бы до того, как их опыт будет разжеван в ЖЖ для почтенной публики.

Соревновательный момент в кампании Максима Каца (судя по ЖЖ) был, и его можно понять, ведь неоднократно он сетовал, что его не слушают соседи по «лагерю» (а зря, между прочим) - еще со времен КС его здравые предложения демократическим путем оставлялись в меньшинстве, но неужели же он бы отказал в консультации?

С удивлением для окружающих самовыдвиженцы открыли для себя технологию сбора подписей. Это как вообще? В чем заключалась подготовка к кампании? Всё по этой теме описано давно по сотне раз. Волонтерский труд изобрели не Кац с Варламовым, а мобильные кубы (по сути — пикет и баннерная акция) изобрел не Навальный и не вчера — всё это давно (даже не в этом тысячелетии) сформулировано до уровня схем в книгах отечественных и переведенных. Это даже не политтехнологии толком — это азы работы с аудиторией.

Вся эта чушь про «законы часто меняют, чтобы нас запутать и не пропустить»... ОДИН закон в последней редакции и по нему гоняется штаб сборщиков и проверяющих. Необходимый процент подписей грамотным человеком с командой собирается — это уже доказано. Проблема, как выяснилось, не в количестве собранных подписей, а в количестве брака среди них. Ладно, восторженных сторонников поколения социальных сетей еще можно понять, они и на выборы МГД то в первый раз в жизни пойдут — только открыли для себя этот дивный мир выборов, и всё им кажется таким незнакомым. Но ведь оппозионный стан это сплошь прожженные правозащитники и наблюдатели — что трудно было всем вместе сборщиков подписей заранее обучить как паспортные данные в табличку вписывать?

Внесистемные оппозиционеры любят ругать партии, но им явно есть чему у них поучиться - подписная кампания в МГД показала отсутствие самой элементарной кооперации у оппозиционной «коалиции» даже в одном и очень понятном деле. Просто сообщество самовыдвиженцев, ретвитящих друг друга в твитере, несмотря на то, что некоторые были весьма успешны.

Подписная кампания — это самая нудная, самая кропотливая и проверяемая часть выборов: собрал, оформил, прошел/непрошел — менеджмент в чистом виде. Но это только начало. Всё, что будет дальше, гораздо веселей (особенно когда ты идешь «против»), кроме последнего дня, разумеется. В день выборов надо будет еще побиться всерьез (если есть за что биться), а для этого еще надо набрать и обучить наблюдателей. Именно наблюдателей, а не «писателей руками в твитер», тех, кто будет пресекать нарушения.

Поэтому о дальнейшей судьбе московских самовыдвиженцев, по опыту подписной, дальше можно будет судить не по количеству лайков под плакатами, а по процессу подготовки наблюдателей и тому, на что их будут настраивать — бороться за голоса или ретвиты.

Tags: выборы, мгд, москва
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author